Все
Отредактировано:12.05.10 11:34
[I]Вчера. БДТ, «Мария Стюарт», Ф. Шиллер. Постановка Чхеидзе. [/I]
... Ох, великолепно! Судьба Марии Стюарт, ее жизнь, любовь и смерть полны тайн и загадок. Шиллер показывает Марию не на взлете судьбы, а в ее последние трагические дни перед казнью. Надежда. Поиск спасения. Смирение. Казнь. Драматизм колебаний Елизаветы при решении судьбы Марии: борьба женщины и политика в ней, уязвленного самолюбия и смирения, понимания опасности Марии для будущего и последующего за исполнением приговора осуждения.
И вдруг понимаешь, что тебе - жаль Елизавету... Трогает сердце последний разговор ее с лордом канцлером – хранителем печати после казни: «И ты меня покидаешь? Ты - спасший мне ЖИЗНЬ???» И убитый горем старик откровенно и горько отвечает: «... я БОЛЬШЕГО, чем жизнь, в тебе не спас...» Как зыбко, как тонко, как реально было оправдание Марии и ее спасение. Еще и еще раз убеждаешься, что великие дела зависят от мелочей... Сумма чисто человеческих эмоций больше повлияла на решение о казни, чем политические аргументы. Драматизм передан настолько сильно, что итоговое чувство целостно: никого не делишь на хороших и плохих, белое и черное. Просто думаешь... воспринимаешь... сочувствуешь... Все промежуточные звенья итогового решения проходят перед глазами - и ты понимаешь почему так происходит. И НЕ ОСУЖДАЕШЬ. Потому что мир сложен. Все многозначно. История возвеличила Елизавету, Шиллер отдал свое сердце Стюарт...
Мария... Кто она? Изощренная убийца... интриганка... мученица... жертва дворцовых интриг?
Я думаю, жертвы здесь все. Хороший спектакль. Понравился.
* Только сами ушедшие герои этой трагедии знают, как все было на самом деле. Есть только конечные факты. И необъективные показания очевидцев. Но у умного автора – умные герои. Видеть их такими – достойно.
** После спектакля невольно проводишь аналогии и понимаешь, что в жизни всегда присутствует момент противостояния Стюарт-Елизавета: в какие-то моменты жизни ты по ту, в какие-то - по другую сторону этого конфликта.